В этот день православные вспоминают событие, предварившее страдания Христовы. Описано оно во всех четырёх Евангелиях (Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Ин. 12:12-19).
ПРАЗДНУЕМОЕ СОБЫТИЕ
Через месяц после воскрешения Лазаря Иисус Христос, направляясь в Иерусалим на праздник Пасхи, вновь пришёл в Вифанию, где жил Лазарь и его сёстры. Затем, взойдя на Елеонскую гору, Спаситель направил вперёд двух Своих учеников, сказав им: «Идите в противолежащее селение. Войдя в него, увидите молодого осла привязанного, на которого никто не садился. Отвяжите его и приведите ко Мне. Если же кто спросит, что вы делаете, скажите, что он надобен Господу». Ученики сделали, как было им сказано. Спаситель воссел на осла и так стал спускаться с горы Елеонской в Иерусалим.
О чуде воскрешения Иисусом Лазаря, пролежавшего во гробе четыре дня, знали все. И толпы народа встретили Иисуса, воздавая Ему царские почести: люди постилали на Его пути ветви пальмовых деревьев и свои одежды. Хотя Иисус ехал не на боевом коне, а на ослике (в знак того, что Его Царство «не от мира сего»), всё равно Господа встречали как царя, Мессию. Сопровождавшие Его кричали: «Осанна (т. е. спасай нас)! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»
Фарисеи же накануне решили убить и Спасителя, и Лазаря.
Господь въехал в Иерусалим через Золотые ворота и вошёл в Храм, откуда выгнал всех меновщиков денег и продавцов. Затем, поскольку уже настал вечер, Он вернулся в Вифанию.
Это произошло за пять дней до Пасхи. Уже скоро эта же толпа, разочарованная тем, что Иисус не свергнул языческую власть, будет кричать Понтию Пилату: «Распни, распни Его!»
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА И ЕГО МЕСТО В КАЛЕНДАРЕ
Древнейшее упоминание о празднике Вход Господень в Иерусалим датируется III веком.
Другие его названия: Вербное Воскресенье, Неделя (воскресенье) ваий (т. е ветвей), Цветоносная Неделя. У праздника нет ни предпразднства, ни попразднства, поскольку перед ним — Святая Четыредесятница (Великий пост), а после него начинается Страстная седмица. Однако на протяжении недели перед Вербным Воскресеньем в богослужебных текстах часто уже встречаются упоминания о празднуемом в этот день событии.
ПОЧЕМУ В ЭТОТ ПРАЗДНИК ОСВЯЩАЮТ ВЕТОЧКИ ВЕРБЫ?
В подражание встретившему Спасителя народу, который срезал пальмовые ветви и постилал их по дороге перед Ним, православные в этот день также встречают Спасителя пальмовыми ветвями — в тех краях, где растут пальмы. В наших же широтах пальмовые ветви заменили веточки вербы, которая как раз расцветает весной.
Мы восхваляем Христа как Своего Господа и Спасителя, грядущего в Иерусалим, чтобы пострадать за наши грехи и избавить нас от ада и смерти.
Освящают веточки вербы в храмах вечером в Лазареву субботу.
ТРОПАРЬ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ
О́бщее воскресе́ние пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод:
Во всеобщем воскресении прежде Своего страдания удостоверяя (нас), Ты воскресил из мертвых Лазаря, Христос Бог наш. Посему и мы, подобно детям нося знаменья победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
ИНОЙ ТРОПАРЬ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ
Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш, безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся воскресе́нием Твои́м, и воспева́юще зове́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод:
Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим, и в песнях восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
КОНДАК ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ
На престо́ле на Небеси́, на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же, А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние прия́л еси́ зову́щих Ти: благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.
Перевод:
На престоле восседая на Небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»
ВЕЛИЧАНИЕ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, Оса́нна в вы́шних и мы Тебе́ вопие́м Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.