ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК


ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Празднуется (21 ноября) 4 декабря (по н.ст.) в 2016г.


11 июня - Престольный праздник храма святителя Луки Крымского

День памяти Святителя Луки Крымского
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ


ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Продолжается с 27 февраля 2017 г. по 15 апреля 2017 г. (по н.ст.).


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Ежедневное душеполезное чтение 

Проповедь в 19-ю Неделю по Пятидесятнице, о сеятеле и семени

Священник Константин Пархоменко

Наверное, никакая другая притча за последние сто лет не подвергалась столь беспощадной критике, как Притча о сеятеле.

Почему сеятель так странно сеет? Никакой нормальный человек не будет бросать ценные семена на каменистую почву…

Почему ученики не поняли смысла притчи, что здесь вообще такого, что бы можно было не понять?

Почему Иисус так подробно комментирует притчу? Он никогда не растолковывает притчи, давая людям самим подумать над притчей и уяснить ее смысл… А тут и вообще непонятно: народ Иисус отсылает, как будто им все и так понятно, а вот некоторым людям и ученикам толкует притчу. Неужели ученики глупее остальных слушателей Иисуса, что им нужно растолковывать отдельно?

Все это, как и многие другие элементы, позволили некоторым ученым в 20-м веке сделать вывод: эта притча не принадлежит Самому Иисусу, а была создана в первохристианское время. Другие ученые говорили, что первая часть притчи все же принадлежит Иисусу, но вот вторая часть, со слов «Когда же остался без народа…», то есть истолкование притчи, придумано позже.

Однако сегодня большинство библеистов считает, что вся притча принадлежит Иисусу. Более внимательное изучение текста, символов, оборотов речи показало, что все в этой притче идентично слогу Самого Иисуса – именно Он произнес и первую, и вторую части притчи. Только вот оказалась она гораздо глубже, нежели представляли себе прежние поколения толкователей.

Но сначала, перед тем как мы перейдем к богословию притчи, два слова о сомнительном способе сева. Не правда ли, странно бросать зерно (которое стоит немалых денег) на каменистую почву?.. Изучение аграрной культуры Палестины показало, что там существовало два способа сева. Первый, когда землю сначала вспахивали и потом засевали, и второй, когда сначала бросали зерно, а потом уже эту землю вспахивали. Таким образом, вполне возможна та ситуация, что здесь описан сев до вспашки. Сеятель не знает, на какую почву он бросает зерно, быть может, она каменистая, неплодоносная… Он пока просто сеет.

А теперь, наконец, о самом главном, о богословии притчи:

И начать надо с того, чтобы определить, что означают в этой притче:

А) семя (или зерно)

Б) и что – сеятель.

Эти образы, естественно, не придуманы Иисусом, Ветхий Завет знает конкретное толкование этих понятий.

Семя – означало Израиль. У Исаии мы читаем о том, что Израиль, который будет подрублен, будет страдать и погибать, восстановится благодаря святому семени: «Так святое семя будет корнем» (Ис. 7, 13). То же читаем у других ветхозаветных авторов.

Семя, или святое семя, – в их понимании, это малая часть народа, какая-то его крупица, по милости Божией выжившая даже в испытаниях. Из этого семени вырастет большое растение, это семя произведет великий урожай.

Но для того, чтобы семя проросло, его нужно посеять, верно? Кто же будет его сеять? Кто совершит это дивное умножение народа Израильского из крошечного остатка, зернышка? Конечно, Бог!

«Не бойся, ибо Я с тобою; от Востока приведу семя твое, и от Запада соберу тебя» (Ис. 43, 5);

«Обращу на них очи Мои во благо им, и возвращу в землю сию... и насажду, а не искореню» (Иер. 24, 6);

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скора» (Иер. 31, 27);

«И насажду их на земле сей твердо!» (Иер. 32, 41);

«Не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твоей из земли плена их; и возвратится Иаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его» (Иер. 46, 27).

Здесь семя человеческое, семя скота, семя пшеницы и семя иных растений... Как для нас яйцо – очень емкий символ Пасхи, так и для иудеев семя было всеобъемлющим символом расцвета и преумножения их народа.

Я не буду умножать число примеров, их очень много. Практически у всех пророков мы читаем о том, что Сеятель – Бог посеет семя – народ Свой в Святой Земле, и он чрезвычайно разрастется и умножится.

Теперь представьте, когда Христос начал рассказывать притчу о сеятеле, как жадно впитывали ее окружающие и пытались разгадать.

А ломать голову было над чем. Согласно притче – сеяние началось, сеятель вышел сеять! То есть сбывается то, о чем предсказывали пророки. Кто оказывается сеятелем? Иисус!

Но вот ужас для слушателей! Оказывается, этот ожидаемый сев будет не однозначно удачным, как на то надеялись евреи. У пророков не найдем упоминаний о каких-либо неприятностях во время «священной посевной». А тут… Иисус просто революцию устраивает. Он говорит, что Бог в Его лице начал сеять, да еще и то, что многие семена погибнут или не дадут плода и засохнут…

Одно семя упало на каменистую почву, другое поклевали птицы (а птицы в Ветхом завете были синонимом язычников, или бесов). Получается, что Бог-то сеет, то есть ожидания и обещания как бы сбываются, но все происходит совсем не так, как того ожидали иудеи.

…Итак, повторю, что означает посев семени в притче Иисуса: исполнение пророчеств – совершение спасения для Израиля.

Эта притча о самом главном: Бог в лице Иисуса начал сеять, как это предсказывали пророки.

И теперь только от Его слушателей зависит, какое отношение будет это иметь к каждому из них: либо сев пройдет мимо них, спасение как бы обойдет их стороной, либо они его примут, оно в них прорастет и принесет обильный плод.

Но в таком случае встает вопрос о второй части притчи. Почему все Евангелисты, приводящие эту притчу, не забывают привести толкование, данное Иисусом; отметим, очень странное толкование: Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово…

При чем тут слово?.. А при том, что в Ветхом Завете слово означало деятельное, динамичное исполнение обещаний Божиих.

Прочитайте этот отрывок из пророка Исаии, и вам станет понятна взаимосвязь: Бог – семя – слово:

«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое» (Ис. 55, 10-13).

В этом отрывке есть все: и рассказ о замысле Божием, и указание на то, что замысел этот осуществится словом. И, наконец, тема прекрасных плодов, то есть, иными словами, опять же тема семени и его возрастания.

Сеется слово, как птенец из яйца, проклевывается спасение... Несмотря на тернии, которые силятся заглушить слово, оно действует и возрождает людей. В ком-то оно принесет преизобильные плоды: «один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат»… Как говорят специалисты, изучавшие иудейскую агрономику, даже самые большие цифры – это не фантастический урожай, но рекордный, реальный!

Притча, которую мы разбираем, исключительно важна! Об этом, кстати, говорят и слова Самого Иисуса: «И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» Это – притча о притчах. Или, иначе говоря, притча, в которой, как в семени, как в зародыше, содержится вся Тайна веры. Это, кстати объясняет тот факт, что эту притчу привели все трое синоптиков: Марк, Матфей и Лука. Никак нельзя было ее опустить…

А как еще можно выразиться о притче, в которой четко сказано: ожидаемый долгие столетия и предсказанный пророками чудесный сев начался! И теперь от каждого слушателя зависит, как он примет слово Христа, или, что то же самое, – реальность Спасения. Либо сатана (не без участия самих людей, дающих ему возможность так поступать) похитит эти драгоценные семена и они не прорастут в человеке… Либо они услышат слово Христа и устремятся за Ним, но последующие скорбные обстоятельства их отвратят от веры… Есть и те, которые услышат слово, однако «заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания» заглушат в них слово. Впрочем, будут и те, кто принесет великий плод. Кто обратится ко Христу, и в ком это обращение произведет реальное преображение.

Иисус ставит вопрос ребром: та история, которую ждут иудеи, – их вымысел. Вот сейчас, именно сейчас! возвещается другой сюжет истории, и Он – Иисус – главное действующее лицо этого сценария. Не происхождение, не национальность – твой козырь, то, что тебя спасет и спасет как бы помимо твоих личных усилий, а то, как ты отнесешься к возвещаемому Иисусом слову! Потому, что слово это – есть слово Спасения… То, что возвещает Христос, и есть долгожданное Спасение!

Вот центральный пункт этой притчи.

Он настолько радикален, что мысль эту нужно высказывать завуалированно, непрозрачно. Она и на самом деле высказана не совсем понятно. К думающим людям Иисус обращает слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!». Это выражение означает, что нужно быть внимательным, чтобы уловить то важное, что Иисус хочет им сообщить.

Но не все люди умны и адекватны в своем поведении. Кое-кто может сделать неправильные выводы из притчи и это спровоцирует нестроения, восстания, которые могут плохо окончиться. Именно поэтому Христос говорит Апостолам и такие слова: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи…»

Этот загадочный пассаж, совершенно непонятный в Синодальном переводе, правильнее перевести так: «Вам – дана тайна Царствия Божия, тем же, которые вне – все дается в притчах. Чтобы смотрящие – смотрели и не увидели, слышащие – слышали и не понимали; чтобы не обратились они и было прощено им».

Наш привычный, Синодальный, перевод затемняет смысл, тогда как из точного перевода явственно следует, что Христос намеренно не говорит массе, толпе, окружающей Его, прямую Истину, чтобы не спровоцировать людей (особенно иудейскую верхушку) на неадекватные действия. Помните, в притче о наглых виноградарях, которую мы разбирали в прошлый раз, сказано, что Христа хотели схватить. Когда все поизносится слишком откровенно, многие могут действовать слишком поспешно и резко. А для этого еще не время… Христос рассказывает притчу, чтобы ее запомнили, чтобы ее пересказывали и она была… миной замедленного действия. Чтобы не сейчас, а позже, когда Он совершит искупительную Смерть и Воскресение, когда пружина Истории начнет стремительно распрямляться, люди вспомнили все это и им открылась истина.

Как в детективном романе многие части кажутся бессмысленными, пока не произойдет кульминация, когда не будет сказано: кто есть кто, и все это не осветит все элементы повествования и все не станет до шока поразительно очевидным, так и здесь… Христос не хочет, чтобы люди в своей массе сразу поняли притчу.

Поэтому притча как бы и понятна, и одновременно непонятна.

Несколько дополнительных мыслей вдогонку:

Много, много путей к погибели, и многие люди последуют этими путями! Будут погибшие! Мы не говорим сейчас о том, кто спасется, а кто нет – это дело Божие, но несомненна мысль притчи – Бог сеет во всех людях, семена спасения, энергия иной жизни дана всем. Но именно от человека зависит, даст он прорасти этому доброму семени – или подавит его сорняками, даст склевать птицам и т.д. Это от человека зависит и он о своем свободном решении в этом вопросе будет давать отчет Богу.

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о судьбе погибших зерен, подмечает еще одну тонкую грань: «Пусть дьявол и хищничает; но от нас зависит не давать ему расхищать. Если семена и засыхают, то не зной бывает причиной этого, – не сказано, ведь, что посохли от зноя, но: как не имели корня. Если и подавляется слово, то не от терния это происходит, но от тех, которые допустили взойти ему. Можно, если захочешь, не допустить этого негодного растения и богатство употребить, как должно. Потому Христос не сказал: век, но: забота века; не сказал: богатство, но: обольщение богатства (Мф. 13, 22). Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Можно и богатство иметь, и не обольщаться им, – и в веке этом жить, и не подавляться заботами».

Также обратим внимание и на невиданный урожай, который будет собран, несмотря на то, что многие зерна погибнут. Несмотря на неуспех в частностях, вообще замысел Божий восторжествует. Это дает всем нам, христианам, понять, что дело Божие, несмотря, как я уже сказал, на разные проблемы распространения вести о Спасении, не только не бессмысленно, но «обречено на успех».

Это хорошо бы нам вспоминать, когда руки опускаются от того количества зла, которое мы видим вокруг... Несмотря на то, что ростков добра так мало и они такие жалкие, все это, с помощью Божией, приведет к победе Его замыслов.

Впрочем, поговорить здесь можно было бы о многом… Основной вектор толкования притчи я показал, теперь вы можете двигаться самостоятельно, нанизывая бисеринки смыслов и толкований на ожерелье этой великолепной притчи. У святых отцов и богословов можно найти немало глубоких мыслей о семени, сеятеле, почве нашей души и проч.

А закончить комментарий на притчу мне хотелось бы словами блаженного Августина, обращавшегося к своей пастве так:

Взывал я к дороге, взывал к скалам, взывал к терновым кустам.

Я вопиял: Меняйтесь, пока есть возможность. Вспашите плугом грубую почву, выбросьте камни с поля, вырвите с поля терновник!

Не имейте грубого сердца – в нем быстро угаснет Божие Слово!

Не будьте мягкой почвой – в ней корень любви непрочен!

Заботами и стремлениями мира сего не погубите доброго семени, которое сеется в вас нашим трудом (блаж. Августин имел в виду свой пастырский труд. – прот. К.П.)!

Ведь сеет Господь, а мы – работники Его.

Будьте доброй почвой!

http://azbyka.ru/



Введите свой e-mail
 

 

БОГОСЛУЖЕНИЯ


  • Свт. Тихона, патріарха Московського та всієї Русі
    17.11 П"ятниця
    17-00 Вечірнє Богослужіння
    18.11 Субота
    8-00 Божественна літургія та панихида
    Неділя 24-та після П’ятидесятниці.
    Свт. Павла, патріарха Константинопольського
    18.11 Субота
    17-00 Вечірнє богослужіння
    19.11 Неділя
    7-00 Божественна літургія (рання)
    9-15 Божественна літургія (пізня)
    та заняття Недільних шкіл
    17-00 Водосвятний молебень іконі Матері Божої "Всецариця"
    Собор Архістратига Божого Михаїла та інших Сил Небесних
    20.11 Понеділок
    17-00 Вечірнє Богослужіння
    21.11 Вівторок
    7-00 Божественна літургія
    Ікони Божої Матері "Скоропослушниця"
    22.11 Середа
    8-30 Заздравний молебень
    Православна школа для дорослих
    22.11 Середа
    18-00 Заняття школи у церковному домі

СОБЫТИЯ ХРАМА

  • ФОТОЗВІТ

    Як прихожани нашого храму та настоятель "своїх" у Хресному Ході проводжали))


    ДЕТАЛЬНІШЕ...
  • ФОТОЗВІТ

    Преображення Господнє. Святкова Літургія. Освячення винограду та плодів


    ДЕТАЛЬНІШЕ...
  • ФОТОЗВІТ

    Винесення Чесних Древ Животворящого Хреста Господнього та мучеників Маковіїв!


    подробнее...
    подробнее...
  • ФОТОЗВІТ

    День Хрещення Русі. День св. рівноапостольного князя Володимира


    подробнее...
    подробнее...