ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК


ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Празднуется (21 ноября) 4 декабря (по н.ст.) в 2016г.


11 июня - Престольный праздник храма святителя Луки Крымского

День памяти Святителя Луки Крымского
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ


ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Продолжается с 27 февраля 2017 г. по 15 апреля 2017 г. (по н.ст.).


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Ежедневное душеполезное чтение 

Проповедь в 33-ю Неделю по Пятидесятнице, о мытаре и фарисее

Священник Олег Стеняев

Итак, притча о мытаре и фарисее. Она была рассказана для тех людей, которые считали себя праведными, а вот то, что они уничижали других, это и проистекало из того, что они считали себя праведными, то есть, они считали себя лучше других людей, они считали себя лучшими людьми и таким образом согрешали перед Богом. Пророк Исаия пишет о таких людях: ваша праведность, как запачканная одежда. И вот эта притча: два человека вошли в храм помолиться. Ну, мы знаем, что те, кто ходят в храм помолиться, это прихожане. Прихожане бывают разные — молодые, старые, пожилые, совсем юные, дети, мужчины и женщины. А здесь вошли два: один из которых был самый образцовый прихожанин, а другой самый плохой. Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Но мы знаем с вами, кто такие мытари: Закхей был мытарь, это коллаборационисты, предатели собственного народа, враги Божией веры. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже, благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Это образцовый прихожанин. Удивительно благочестивый человек. Настоящий церковный человек. Постится два раза в неделю, из всего, что приобретает десятую часть отдает в Дом Божий! Многие приходы хотели бы иметь побольше таких прихожан : удобных в общении, дисциплинированных, не создающих никаких скандальных проблем. А кто там еще пришел? Мытарь же, стояв вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но ударяя себя в грудь говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешному.

Мытари - сборщики налогов, мы видим, что этот человек - мытарь, понимает, что он не такой как фарисей, стоящий по среди храма. Он в отличии от фарисея стоит далеко от алтаря, от святая святых, поближе к выходу, там . где был предел Соломонов, куда язычников пускали. Он умоляет Бога: «Боже! Будь милостив ко мне грешному». Он не считает себя праведным, он не может поблагодарить Бога за то, что он, например, не вор, он не может поблагодарить Бога за то, что он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей. У него много проблем у этого мытаря, он может только надеется на Божие прощение. Казалось бы все ясно. Господь, если Он будет судить по делам, то, конечно, правы фарисеи, книжники, саддукеи по внешним делам, по показным делам, то, что называется витрина, за которой ничего не видно. Далее Господь говорит: Сказываю вам, что сей, т.е., мытарь, плохой прихожанин, пошел оправданный в дом свой более, нежели тот. А почему? Разве это справедливо? Фарисей жертвует на храм, фарисей он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, не какой-нибудь там предатель. А почему так? Пошел оправданным тот, который точно был плохим верующим, точно был нарушителем закона, сам это осознавал.

Чтобы нам ответить на этот вопрос, коснемся темы, которой я очень часто касаюсь. Нам всем необходимо проводить ревизию своих добрых дел. И если мы хотя бы однажды в жизни проведем ревизию своих добрых дел, мы увидим порочность наших добрых дел. Святые отцы обращали на это внимание. Ведь человек, когда он идет на исповедь, он думает о своих грехах. Но почему он не думает о добрых делах, в которых и скрываются причины многих грехов. Смотрите! Благоразумный разбойник помолился на кресте и был спасен. Мы молимся утром и вечером, в течении многих лет, к спасению еще не приблизились. Но молитва — это доброе дело. Мария Египетская исповедалась и причастилась один раз и ей хватило на сорок лет. Мы исповедуемся раз в неделю, иногда два раза в неделю, причащаемся достаточно часто. Причастие — это доброе дело. Этот мытарь пришел в храм, наверняка он редко ходил в храм, такой неорганизованный человек, но Бог принял его молитву. Ревизия добрых дел совершенно необходима. Да, молитва доброе дело, но если бы мы молились бы, как благоразумный разбойник, тогда это было бы спасительное дело. Да, исповедь и причастие это великое дело, но если бы мы исповедовались и причащались как Мария Египетская, и можно найти тысячи примеров из жития святых отцов, когда Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Ведь эта притча рассказана для тех, кто был уверен, что они праведные. И с пренебрежением, с брезгливостью смотрели на остальных людей. Подлинная праведность, как учит блаженный Иероним: мы становимся праведными только тогда, когда исповедуем, что мы грешники и только тогда, когда спасение свое ищем не в своих делах, поступках или заслугах, но только в милосердие Христовом! Фарисей пришел со своей праведностью, с человеческою праведностью и не получил оправдание Божие. Мытарь считает себя грешником. Мытарь смиряется, не превозносится и Бог отпускает грехи этого человека.

Может быть эта история вообще связана с древними евреями и к нам не имеет никакого отношения? Вы знаете, даже поверхностный анализ этой истории показывает, что она обращена к христианам, причем БУДУЩЕГО, то есть, когда она произносилась, она была обращена к христианам будущего. Откуда мы это видим? Фарисей постится два раза в неделю. Евреи не постятся два раза в неделю. У них строгий пост один раз в году, Йом-Киппур — судный день, мусульмане не постятся два раза в неделю. Единственная религия, где постятся два раза в неделю — это христианская религия! И Христос знает, что Матфей запишет эту притчу, произнес ее так, как произнес. Это не для того, чтобы обличить древних лицемеров, это для того, чтобы дух смирения проник внутрь нас. Да, ты не грабитель, но почему? Потому, что свет Евангелия наставил тебя. Да, ты не прелюбодей. Почему? Господь дал тебе силы справится с этой проблемой. Да, ты не обидчик. Почему? Потому, что ты смирился и решил — лучше быть обидимым, чем обижать других.

Поистине, если что-то мы имеем доброго, мы это имеем от Бога. Как апостол Павел пишет: что ты имеешь такого, чего бы ты не получил? Фарисей этого не осознает. Он видит причины праведности самого себя. И источник праведности его — сердце. А Господь Иисус Христос говорит: из сердца исходит блуд, нечистота, грабеж, коварство, злодейство. Только Бог властной силой своею может совершить освящение человека, изменение человека, но это начинается с самоуничижения человека. И если мы не переживаем самоуничижения, то не происходит преображения в нашей жизни. А зачем помогать человеку, который считает что он самодостаточный? Христос пришел спасать НЕЧЕСТИВЫХ. Он пришел спасать ГРЕШНЫХ. И осознавая это, переступая церковный порог, со страхом Божиим и верою, мы проявим смирение этого человека, мытаря, этого «плохого прихожанина » и не будем подражать «хорошему» прихожанину, фарисею, который видел источником добродетелей, благости и праведности самого себя.

Оканчивая эту проповедь, я опять напоминаю вам слова апостола Павла: что ты такое имеешь, чего бы ты не получил? И вспоминаю слова Христа Спасителя, который говорил: без Меня не можете делать ничего! И последнее, вспомните, те из вас, которые молятся по канонику, в конце молитв вечерних сказано: все, что ты сделал доброго в течении дня — припиши Богу, а все, что ты сделал плохого — припиши себе. И так, поистине, Бог гордым противится, смиренным дает благодать.

Спаси Христос!

https://azbyka.ru/



Введите свой e-mail
 

 

БОГОСЛУЖЕНИЯ


  • Прп. Агапіта Печерського. Прав. Іоанна Кронштадського
    14.06 Середа
    8-30 Заздравний молебень
    Свт. Митрофана, патр. Константинопольського
    16.06 П"ятниця
    17-00 Вечірнє богослужіння
    17.06 Субота
    8-00 Божественна літургія та панахида
    Неділя 2-га після П"ятидесятниці.
    Всіх святих, у землі Руській просіявших
    17.06 Субота
    17-00 Вечірнє богослужіння
    18.06 Неділя
    8-00 Божественна літургія
    17-00 Водосвятний молебень Матері Божій "Всецариця"
    Апостолів Варфоломія та Варнави
    23.06 П"ятниця
    17-00 Вечірнє богослужіння
    24.06 Субота
    8-00 Божественна Літургія
    Неділя 3-тя після П"ятидесятниці.
    Прп. Онуфрія Великого.
    Собор Галицьких та Одеських святих
    24.06 Субота
    17-00 Вечірнє богослужіння
    25.06 Неділя
    8-00 Божественна літургія
    17-00 Водосвятний молебень свт. Луці Кримському
    Прав. Іони Одеського
    30.06 П"ятниця
    17-00 Вечірнє богослужіння
    01.07 Субота
    8-00 Божественна літургія та панахида
    Неділя 4-та після П"ятидесятниці.
    Свт. Іоанна Шанхайського та Сан-Францизького
    01.07 Субота
    17-00 Вечірнє богослужіння
    02.07 Неділя
    8-00 Божественна літургія
    17-00 Водосвятний молебень Матері Божій "Всецариця"



СОБЫТИЯ ХРАМА

  • ФОТОЗВІТ

    Престольне свято храму свт. Луки Кримського. Святкова Літургія, Хресна хода, святкова трапеза


    детальніше...
  • ФОТООТЧЕТ

    Престольне свято храму свт. Луки Кримського. Святкова Літургія


    подробнее...
  • ФОТОЗВІТ

    Престольне свято храму свт. Луки Кримського. Водосвятний молебень


    подробнее...
    подробнее...
  • ФОТОЗВІТ

    Престольне свято храму свт. Луки Кримського. Вечірня служба


    подробнее...
    подробнее...