ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК


БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Празднуется (25 марта) 7 апреля (по н.ст.) в 2018г.


11 июня - Престольный праздник храма святителя Луки Крымского

День памяти Святителя Луки Крымского
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ


ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Продолжается с 19 февраля 2018 г. по 7 апреля 2018 г. (по н.ст.).


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Проповеди. Слово о страданиях Спасителя 

Восторгов Иоанн, протоиерей.Проповеди, Вечерняя с чином пассии и чтением акафиста Страстям Христовым,
1915 г.

В скорбный час скорбных воспоминаний слышится нам слово умучен­ного Христа Господа, сказанное Им апостолам в тягостный час Его прощальной беседы на Тайной Вечери,— слово грустного упрека, сила которого относится ко всем временам, ко всем верующим: Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня единаго оставите (Ин. 16, 32).
Как скоро и как до конца исполнилось слово Спасителя! Довольно было Его врагам издать приказ: «Если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, чтобы взять Его» (см.: Ин. 11, 57),— довольно было такого приказа, чтобы все оставили Его.
Оставили те, которые так недавно, в столь великом множестве и с таким усердием, ходили за Ним и слушали Его учение; оставили и те, которые, можно сказать, только вчера встречали Его с вайями, как Царя, и взывали: Осанна!.. Осанна/ (Мф. 21, 9, 15; Мк. 11, 9, 10; Ин. 12, 13). Оставили и те, которые были Им облагодетельствованы чудесами исце­лений. Тайно Он вынужден был совершить пасхальную вечерю; одиноко томился и тужил Он в Гефсимании в непостижимом для сотворенного ума страдании и борении за вековой грех людей. О, если бы взвешены были все скорби и вопли Его! Они, по слову страдальца ветхозаветного, перетянули бы песок морей... (ср.: Иов 6, 2—3). Но тут хоть вблизи Его ученики. А дальше, дальше что видим? Один предал, другие спали, еще один отрекся, испугавшись рабыни, и, наконец, все разбежались! На Кресте един Он истоптал точило гнева Божия за грех мира; один пред лицом неба и земли висел Он на позорном древе, объятый смерт­ными муками, окруженный не друзьями и учениками, а врагами и хулителями.
Не станем осуждать робость и трусость учеников Христовых. Ведь они видели только Его бесславную смерть, но не видели еще Воскресения... Когда же узрели они Христа Воскресшего, тогда их мужеству и дерзно­вению не было предела; тогда во всю землю изыде вещание их и в концы вселенным глаголы их (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18); тогда муками, кровью и смертью искупили они былые колебания, слабость и малодушие, засви­детельствовали непререкаемым свидетельством жизни и смерти свою


верность Христу. Язвы Господа Иисуса непрестанно носили они на теле своем; пред языками и царями возвестили они славу Его.
Да, не будем после этого осуждать учеников Христовых. Себе плачите,— говорит Господь Иисус, идущий под крестною ношей на Голгофу,— себе пла­чите и чад ваших... (Лк. 23, 28). Обратимся же к себе, к своей совести, поищем каждый ответа на страшный вопрос: мы — не изменяем ли Христу? Мы — не предаем ли Его? Не отрекаемся ли от Него? Мы — не оставляем ли Его и ныне одиноким среди нашего видимого многолюдства верующих?
А ведь у нас не меньше, если не больше, чем даже у апостолов, по­буждений хранить Ему верность. Мы знаем о Его Воскресении, о Его Божестве, о Его победе над смертью; мы видели на пространстве двух тысячелетий победу Его и над злом всего мира; видели и видим блиста­ющий свет Его учения, которое принесло спасение погибшим, преобра­зование, непрестающее нравственное преобразование мира: и отдельных людей, и всего человечества со всеми его семейными, общественными и государственными отношениями.
Но малодушие и робость, уже ничем не объяснимые и непростительные, нередко толкают нас на измену Христу. Мы молчим о своей вере, мы прячем ее глубоко в сердце, когда кругом нас раздаются хулы, издеватель­ства и насмешки над христианством, когда учение Христа дерзко искажа­ется и перетолковывается для прикрытия низменных страстей человеческих.
Мы готовы отречься от Христа, когда жалкая рабыня — лжеименная безбожная наука, сама во всем зависимая, сама не обладающая истиной, спрашивает нас язвительно и укоризненно, как Петра: и ты с Иисусом Назарянином? По духу и веянию моды, рабски покорные мнению боль­шинства, мы принимаем сочувственно такие учения, такие течения мысли и жизни, в которых заведомо нет ни единого помысла, ни единого слова о религии и христианстве. Как Пилат, мы не смеем настоять на своем ре­шении защитить Иисуса, и, снисходительно объявив Его невиновным в неустройствах жизни, обвинив во всем и обрекши на страдание тело Его — Церковь, мы отступаем пред говором и угрозой толпы, забывая, что этим Самого Иисуса Христа мы отдаем на пропятие.
О, толпа, общественные вопли, общественное мнение, власть улицы, голос большинства! — вот где страшный идол современности, вот крово­жадный Молох, который пожрал, попалил и истребил столько святых порывов, столько высоких стремлений и истин! Не знал Пилат, не видел, как составилось то большинство, которого он так испугался, которое


осудило Христа на Крест и вопило: Возьми, возьми, распни Его (Ин. 19, 15)! Не знал он, что в этой толпе несомненно присутствовали те же, что пять дней назад взывали Осужденному: «Осанна!» Не видел он, как в толпе хо­дили подстрекатели, слуги безбожных руководителей народа, и склоняли людей требовать казни Иисуса — то клеветою на Него, то запугиванием и предречением бедствий, то угрозами, то подкупами. Наустйша народы (Мф. 27, 20)!
Вот оно, большинство — безличное, безответственное, шаткое и не­устойчивое, добыча первого искусного говоруна и ловкого подстрекателя! Не управляемое высшим законом веры и нравственности, движимое только земными выгодами и интересами, оно отвергло духовное Царство Мессии и заменило его мечтаниями о царстве земном, оно безумно на­кликало вечный позор и гибель на народ, некогда богоизбранный: Кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27, 25)...
Настойчиво, властно просится в душу потребность обратить теперь слово и мысль от этого народа, присудившего Христа на смерть, к нашему родному народу в переживаемые им ныне важные дни. Дни не только важные, но страшные, роковые, решающие судьбу Родины. Кому теперь вручит народ наш свою жизнь: верующим или неверующим? Устами своих избранников будет ли он взывать: «Осанна!»,— или будет вопить: «Распни Его!»? Сохранит ли он при новом строе своей государственной жизни прежнее стремление: посреди своего царства земного, человеческого, искать осуществления задач, целей и законов Царства Небесного и Божиего, все рассматривать при свете Высшей правды, под руководством Церкви Православной,— или станет помышлять лишь о хлебе едином, останется только при земных интересах? Пребудет ли он верным Иисусу, или опять суждено исполниться скорбному слову Христову: Меня единого оставите (Ин. 16, 32)?
Вопросы страшные. Родина наша вступает на новый путь жизни, пред нами впереди — новая Россия...
Прости, прости, старая, тысячелетняя Россия! На наших глазах су­дили, осудили тебя и приговорили к смерти... Грозные и беспощадные судьи заплевали твое лицо и не нашли в тебе ничего доброго. Суд был строгий, неумолимый и беспощадный. Все слилось в один вопль: «Возьми, распни!»
Знаем мы, что ничто человеческое тебе не чуждо; знаем, что много было у тебя недостатков. Но и то мы ведаем и видим, что ты соделала Русь Святою, а народ свой — богоносцем, пусть не в осуществлении,


но в вечном, неумирающем идеале народной души; ты породила и вос­питала великий народ, сохранив его в горькой доле, в горниле исторических испытаний чрез целый ряд веков; ты породила и воспитала сонм святых и праведных; ты не погибла под ударами, под тяжкими ударами судьбы, но крепла в них, сильная верою. С сей верою, в великой мощи духа, ты перенесла все тяготы, и все же создала, и нам завещала и оставила великую страну. За все это тебе земной благодарный поклон.
Будущая, новая жизнь России неизвестна. Но ход ее для нас, верующих, представляется совершенно ясным. Он всецело будет зависеть от того, со Христом ли останется народ наш, или откажется от Него, пойдет ли за Ним, или Его единого оставит. Не формы жизни, не формы правления спасают народ, а семя свято, люди верующие и благочестивые, те, что не прекло­няют колена пред современным Ваалом, как во дни Илии (ср.: З Цар. 19, 18; Рим. 11, 4); уважение к нравственному закону, внутреннее христианство, послушание Церкви — вот что сохранит и укрепит всякое общество и го­сударство. А народ, забывший о Небе, недостоин жить и на земле.
Хочется молить со слезами, молить Божественного Искупителя: вос­кресни, Боже, суди земли нашей христианской, царствуй в ней во веки! Даруй нам в правление мужей крепкой веры, одухотворенного разума, глубокого благочестия, помнящих, что семя свято — стояние мира, что «праведность возвышает народ, а упадают племена чрез грехи» (см.: Притч. 14, 34).
Да не оставит народ наш Христа Господа, да не оставит Его единым!.. Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки!
Аминь.



 

Введите свой e-mail
 

 

БОГОСЛУЖЕНИЯ


  • Розклад богослужінь храму свт. Луки Кримського
    Неділя 17-та після П’ятидесятниці.
    Свт. Михаїла, першого митрополита Київського
    Cвтт. Петра, Олексія, Іони, Макарія, Філіпа, Іова,
    Єрмогена, Тихона, Петра, Філарета, Іннокентія,
    Макарія, всія Русі чудотворців. Прп. Даміана цілителя
    18.10. П’ятниця 08-30 Заздравний молебень
    Ап. Фоми. Сщмч. Никифора, єкзарха Константинопольского
    18.10. П’ятниця
    17-00 Вечірнє Богослужіння
    19.10. Субота
    08-00 Бпожественна літургія
    Неділя 18-та після П’ятидесятниці.
    Мчч. Сергія та Вакха. Прп. Сергія Послушливого
    19.10. Субота
    17-00 Вечірнє Богослужіння
    20.10. Неділя
    07-00 Божественна Літургія(рання)
    09-15 Божественна Літургія(пізня) та заняття Недільної школи
    17-00 Водосвятний молебень свт. Луці Кримському
    Прп. Олексія Карпаторуського
    21.10. Понеділок
    08-30 Заздравний молебень
    Прп. Іова Угольского
    22.10. Вівторок
    08-30 Заздравний молебень
    Собор прпп. Отців Оптинських
    24.10. Четвер
    08-30 Заздравний молебень


СОБЫТИЯ ХРАМА

  • ФОТОЗВІТ

    Відкриття Недільної школи храму свт. Луки Кримського


    ДЕТАЛЬНІШЕ...
  • ФОТОЗВІТ

    Фоторепортаж свята Преображення Господнього


    Детальніше...
  • ФОТОЗВІТ

    Фоторепортаж свята Винесення Чесних Древ Хреста Господнього


    Подробнее...
  • ФОТОЗВІТ

    Свято Хрещення Русі та рівнап. кн. Володимира у храмі свт. Луки Кримського. 2019 рік.


    ДЕТАЛЬНІШЕ...