Неисчислимое множество чудес произошло по предстательству Божией Матери на Почаевской горе. Не прекращаются они и сегодня.
Предлагаем вспомнить пять самых известных чудес Почаевской горы.
1240 год.
После разорения монголо-татарами Киева часть монахов Киево-Печерского монастыря поселилась в природных скальных пещерах Почаевской горы.
Раннее утро. Совершив молитвенное бдение, монахи вышли из пещеры. Всё вокруг ещё пребывает в дремоте. Лишь местные крестьяне-пастухи несут привычный дозор у стада овец.
Вдруг люди взглянули на вершину горы. Там, на одной из скал, они увидели пылающий огонь — в огненном столпе стояла и молилась Богородица. Подобно неопалимой купине, Она горела, но не сгорала. На главе Пречистой была корона, в правой руке — скипетр. Видение длилось какие-то мгновения. Явив Себя людям, Божия Матерь поднялась на небо.
На том месте, где стояла Пречистая, монахи и пастухи обнаружили след, оставшийся от Её правой стопы. С тех пор след начал наполняться целебной водой. Источник этот существует до сего дня. Как и след от стопы — «Стопочка» (так называют эту святыню), — сейчас он находится под сенью величественного Успенского собора Почаевской Лавры.
1607 год.
Уже 10 лет (с 1597 года) как в монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери, подаренная ему благодетельницей обители помещицей Анной Гойской. По молитвам у лика происходят чудеса исцелений.
Почаевские монахи во главе с игуменом преподобным Иовом, как и все жители Волыни, переживают нелёгкое время. В наши края совершают внезапные набеги отряды татар. С одной целью — грабежа и пленения тех, кто помоложе да покрепче. Татарские банды уничтожали всё, что встречалось на их пути.
Вот, пожилой монах идёт по горе, творя молитву. Заметив одинокого путника издали и приняв его за потенциального невольника, к нему скачет татарин. Оказавшись близко, всадник увидел перед собой старика и в гневе отрубил ему голову.
Однако монах не прекращает своей молитвы. Взяв отрубленную голову в руки, старец пришёл в родной Почаевский монастырь. Он предал дух лишь после того, как положил голову у чудотворной иконы главной Заступницы монастыря и всех жителей края.
1664 год.
В семье помещика Ивана Жабокрицкого из Перевередова (Волынь) умирает сын Симеон. Незадолго перед смертью (в том же году) мальчик, омывшись целебной водой из Стопочки, исцелился от страшного бельма на левом глазу. Теперь же его свела на смертный одр тяжёлая болезнь.
Безутешные родители приготовили тело сына к погребению. Разделяя их горе, благочестивая бабушка, мысленно предстоя перед Почаевским образом Божией Матери, со слезами обратилась с просьбой о своём внуке к Богородице: «Пречистая Дева, сего внука моего посвящаю Тебе, только яви благодать Свою на нём; призри на слёзы родителей его и соделай его живым и здоровым!»
Пролежав от ночи полдня, умерший внезапно протянул руки к стоящей у его одра матери и попросил дать чего-нибудь поесть и попить. Вскоре мальчик встал здоровым.
И это не единственное из известных в Почаеве чудес воскрешения.
1674 год. Праздник Успения Пресвятой Богородицы.
В татарском плену томился инок Почаевского монастыря. Он часто вспоминал родную обитель, её богослужения и свою прежнюю жизнь. И вот в день престольного праздника Почаевского монастыря монах с грустью подумал: «Ныне в монастыре люди, прибывшие с разных концов, воздают честь Деве Богородице. Один только я, удерживаемый узами, хотя и сын Почаевской обители, однако далёк и чужд этого святого праздника. … Но сердцем прибегаю к Тебе, Матерь Божия! Разреши мои узы, да и я предстану образу Твоему и вместе со всеми воздам Тебе славу на горе Почаевской!»
Едва монах так помолился — как вдруг оказался в родном монастыре. На ногах его так и остались кандалы (вериги), которыми он был скован. Эти вериги и сейчас можно видеть прикреплёнными к одной из стен внутри Успенского собора.
5 августа 1675 года.
Почаевский монастырь осадило 50-тысячное войско татар и турков. Обитель, не имевшая даже крепостных стен, казалось, была обречена на грабёж и убийство всех монахов и множества укрывшихся в ней беженцев.
Тогда настоятель монастыря Иосиф Добромирский призвал всех к усердной молитве к Богородице и преподобному Иову Почаевскому — многолетнему игумену обители, чьи мощи с 1659 года открыто почивали в Лавре. Утром 23 июля (5 августа по н. ст.) осаждённые стали служить перед чудотворной иконой акафист. Едва они начали петь «Взбранной Воеводе…» — в небе над храмом явилась Богородица. Её окружало множество ангелов с обнажёнными мечами. Рядом с Пречистой стоял, умоляя защитить его обитель, преподобный Иов.
Татары начали стрелять в Божию Матерь, но стрелы возвращались назад и ранили самих стрелявших. Войском овладела паника. Татары, не разбирая, кто есть кто, стали убивать друг друга и в ужасе обратились в бегство.
Часть из них удалось взять в плен. Позже некоторые татары, таким образом попавшие в Почаевский монастырь, приняли Православие.