Рано или поздно это произойдет. Ведь так было во все века: периоды гонений сменялись периодами благоденствия.
Однако внешнее благоденствие Церкви не есть Её обязательное состояние.
С самого начала своей истории народ Божий проходил через испытания. И именно это состояние для настоящих верующих было нормальнее и привычнее, чем дни благоденствия и торжества. Более того, скорби всегда являлись залогом испытания веры.
Об этом говорит апостол, сравнивая веру христианина, проверенную скорбями, с золотом: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота…» (1 Пет. 1:6–7).
Ведь даже в эпохи, когда Церковь формально торжествовала, многие праведники уходили в пустыни и другие уединенные места, чтобы не соблазняться соблазнами мира, – именно так появилось монашество.
Да и мы сами из собственного жизненного опыта знаем, как нелегко в сытой спокойной жизни сохранить истинно христианский огонь веры. И даже если внешне у нас всё благополучно, внутри себя мы часто переживаем сильные искушения и ведем упорную духовную борьбу.
Сейчас же, когда мы страдаем от явных внешних преследований, в душе почти не остается места для внутренних искушений, а молитва еще более искренне вырывается из наших сокрушенных сердец.
Так и многие исповедники, пережившие гонения от безбожных властей в прошлом веке, свидетельствовали, что никогда им так не молилось, как в тюрьмах, лагерях и в ссылках.
Но и в этот период Господь точно знает меру скорбей, которую в силе понести каждый из нас, и никогда не попускает ношу тяжелее, чем мы способны вытерпеть.
И очень может быть, если Господь сподобит нас дожить до более тихих и мирных времен, мы будем вспоминать этот период в истории нашей Церкви как лучшие годы нашей духовной жизни.