Кто такие мертвецы и как о них говорит Бог? Можно ли избежать смерти? Если умер, как ожить? Ответы от новомучеников.
Эти важные и трудные вопросы можно задавать только Богу. Он – Хозяин Жизни, Он, как говорит церковный отпуст, «живыми и мертвыми обладает». При этом мы можем спросить и у наших святых, они ведь слушали Бога. О смертельной болезни можно спросить у врача, а можно спросить и у пациента, победившего смерть. Он слушал рекомендации доктора и победил. Вот и мы, со смиренной любовью к Господу, спросим у Его святых, как они победили, слушаясь Его волю.
Кто такие мертвецы и к чему их призывает Бог?
Когда Бог говорит о смерти, тело он не берет в счет: у Бога все живы от Авраама до Адама и от Коперника до наших современников. Для Бога важно, чтобы душа была жива и Он за её жизнь борется. Сщмч. Иоанн Восторгов в одной из проповедей говорил: «Людей грешных и забывших о Боге и Спаситель называет мертвецами: «Предоставь, – говорил Он одному Своему последователю, – предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди и возвещай царствие Божие» (Мф. 8:22; ср. Лк. 9:60). Но это состояние души человека не безнадежно; она может ожить и воскреснуть. Поэтому и апостол, обращаясь к грешнику, призывает его: «Востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5:14).
Кто человека может оживить и что делать?
Святой Дух есть Жизни податель. Кто творит грех, тот отгоняет от себя Духа Святого и входит в область смерти.
Сщисп. Лука (Воино-Ясенецкий) учит: «Подумайте, может ли Дух Святой, дух мира, обитать в сердце, в котором бушуют страсти? …в сердце, которое кишит завистью, тщеславием, которое полно гордости бесовской?! О нет! О нет! Дух Святой не войдет в такое полное страстей сердце – там нет Ему места. Так вот, если хотите, чтобы кончина ваша была блаженным успением … работайте не плоти, а духу. Собирайте мир в сердца ваши изо дня в день. Это трудно, это очень трудно, это должно быть делом всей жизни, это великий подвиг».
Какой путь проходит оживающая душа?
Сщмч. Иоанн Восторгов говорил: «Лишь только душа сознает тщету и неправду греха и пагубность удаления от Бога; лишь только она обратится к молитве, к Слову Божию и доброй жизни; лишь только она вступит в общение с Искупителем в таинствах и коснется благодати Божией: она вдруг исполняется чудных неведомых и невидимых могучих сил, и из мертвой делается живою, ибо исполняет свое призвание и свое исконное назначение».
Где Бог говорит нам о том, что и тела воскреснут?
В жизни надо бояться одной смерти – смерти души. Так как, если душа будет с Богом – тело воскреснет для вечной радости.
Все Евангелие пронизаны идеей телесного воскресения. Воскресение сына Наинской вдовы, дочери Иаира, праведного Лазаря и, наконец, Воскресение Христово, положившее основание Евангелия. Апостольская проповедь — это была проповедь Воскресения! ««А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15:14).
Сщмч. Сергей Мечёв, цитируя Отцов, называл тело «нашим ближним»: «Они говорили, что заповедь Христова «возлюби ближнего своего» относится, прежде всего, к нашему телу, которое является первым нашим ближним». Потому что именно с телом нам предстоит жить вечно. Необходимо «в день всеобщего воскресения мы восстанем и придем на Суд Христов вместе с нашим телом, в котором жительствовали на земле».
Как преодолеть ужас смерти телесной?
Сщмч. Сергей Мечёв отвечает: «По-настоящему преодолеть может только тот, кто знает, что смерть тела есть исполнение Господнего повеления: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт.9:12). Это закон, которому подчиняется все живое до дня всеобщего воскресения. Не избегла этого закона и Матерь Божия, ведь и Она, так же как и все, умерла».
В дополнение этой мысли, святой назидает, что смерть тела есть дверь в жизнь вечную.
Наконец, сщмч. Иоанн Восторгов говорит, разлука с телом не навсегда, что эта жизнь — подготовка к всеобщему воскресению: «Воскрешением сына вдовы Господь Иисус Христос уверяет нас, прежде всего, в истине всеобщего воскресения и поучает нас готовиться к нему».
Как связывается воскресение души и воскресение тела?
Сщмч. Иоанн Восторгов замечает, что раннее всеобщего телесного воскресения «еще живя в теле и на земле, мы должны стараться оживлять наши души и, если они умирают или умерли, воскрешать их от мертвых. Чем оживлять и воскрешать? Общением с Богом, первообразом души и источником ее жизни, истиною и добром, этою пищею нашего духа. Общение же с Богом – в молитве; истина же – в вере и слове Божием; добро же – в святой жизни и последованию слову Божию при помощи благодати Господней. Воскрешение же души после греховной смерти дает нам покаяние тайное ежедневное перед Богом и явное в определенное время пред Церковью и ее служителем. А без всего этого, грешник, ты услышишь грозное слово Господа, записанное в Откровении: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв… Вспомни, что ты принял… и покайся»… (Апок. 3:1, 3)».
Как чувственно для человека проявляется в нём жизнь вечная?
По мысли святителя Луки Крымского, она проявляется через познание Бога и того, что Он есть Любовь всеобъемлющая. Это познание должно быть сердечное и умственное. Должно выражаться внешне через дела любви. Познавший любовь в ней прибывает и несет её другим: «Что такое жизнь вечная? Это тоже, что Царство Небесное. Жизнь вечная состоит в том, чтобы мы познали Бога Отца и посланного Им Иисуса Христа. «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17), т.е., не утехи и наслаждения плоти, но «праведность и мир, и радость во Святом Духе»». Исповедник замечает, что сердце, очищенным от зла, от ненависти, от проклятий, от всякой скверны, сердце чистое и хранящее в себе святую любовь, может приблизиться к познанию Бога.
В чем же заключается победа над смертью для христианина?
В росте Царствия Божия внутри нас. Сщмч. Сергей Мечёв говорил: «Царствие Божие внутри нас. Оно подобно закваске, «которую женщина, взявши, положила в три меры муки» (Мф.13:33) или подобно «зерну горчичному». (Мф.13:32), т. е. еще здесь, на земле, в душе человека начинает строиться Царствие Божие. В зависимости от того, насколько мы его построим, меняется и наше отношение к смерти».
Победителем смерти может быть только познавший Жизнь и удаляющийся от зла. Смщч. Иоанн Восторгов передавал опыт вечной жизни словами: «Вечная жизнь есть святая жизнь. Над дверьми царства небесного и вечного положено надписание, какое мы и читаем в Откровении Иоанна Богослова: Ничто нечистое и скверное не войдет сюда (Откр. 21:27)». Именно в этом, по мысли новомученика, главная суть Праздника Успения – проповедь нам о важности чистоты для вечной жизни.
Мера человека – это его кончина?
Мы знаем, что смерть – это последний и главный экзамен. Сщмч. Сергей Мечёв говорил: «Человек в своей духовной жизни измеряется не своими добродетелями, и не тем, как он живет, а своею смертью.
Много было людей, простаивавших подолгу на молитве, раздававших свое имение, и многими подвигами подвизавшихся, но для них конец жизни был не успением, а смертью». Мало сказанного, еще добавил святой: «Духовный возраст христианина измеряется его отношением к смерти: думает ли он о ней, боится ли он ее, ждет ли ее».
Как нам жить, чтобы не умереть?
Как нам стяжать успение при нашей малой вере? Блаженная кончина – это мирная кончина. Пророк Давид, вдохновленный Утешителем, открыл нам, что грех лишает нас мира и в жизни и в смерти: «нет мира в костех моих от лица грех моих».
Сщисп. Лука, врач, говорил, что нам следует идти «тем путем, который указывает апостол Павел, говоря: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5, 16–17). Надо жить жизнью духа, а не жизнью плоти. Надо стяжать в этой жизни постоянными подвигами борьбы духа с плотью великие плоды духа, которые так определяет святой Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Вот те, только те, кто живет жизнью духа, а не жизнью плоти, получат мир. Мир они собирают в сердца свои в течение всей своей жизни изо дня в день, подобно тому, как пчела собирает мед с цветов. Она трудится весь день. Надо и нам работать Господу все дни жизни нашей, надо и нам собирать крупицы мира душевного постоянным деланием не плоти, а духу».
Подготовил иерей Андрей Гавриленко