Во-первых, нужно наладить молитвенную жизнь. Молитва – это и беседа с Богом, и то, что вдохновляет отважно преодолевать жизненные препятствия.
Каждый раз, приступая к молитве, надобно поставить конкретную цель. Это способствует большей собранности и сосредоточенности. В то же время молитва укрепляет нашу веру и дает великое утешение, когда мы получаем то, о чем просили. Однако всякий раз, когда молимся, следует говорить Богу: «Не моя, а Твоя воля да будет, ибо Ты Сам лучше знаешь, что для меня полезнее». Во многих случаях мы не получаем того, что просим, потому, что Господь таким образом испытывает нашу веру, а иногда и просто жалеет нас, чтобы мы не погибли из-за каких-то своих незаурядных амбиций.
Во-вторых, вместе с молитвой важно настраивать себя на покаяние. Это очищение нашей души от грехов и маленькое (а у кого-то очень большое) отречение от мира. Когда человек искренне раскаивается, он настраивает себя на другой образ жизни, негреховный.
И всё же многие не знают, в чем каяться. Как увидеть свои грехи? В первую очередь нужно обратиться к своей совести и каяться в том, в чем она нас обличает. Например, гневался, осуждал, врал и т. д.
Далее следует проверить свою душу на 10 заповедей Божьих. Есть ли у меня вера и живу ли я по вере? Может быть, я кривовер, то есть доверяю гороскопам, хожу к гадалкам, оправдываю тех, кто по политическим мотивам отпадает от Церкви?
Не создавал ли я себе разных кумиров из людей и вещей, которые заграждали от меня Бога? Сегодня самым значительным кумиром почти для всех является интернет. Он отбирает больше всего сил и здоровья. Но древние христиане умели капища идолов и их праздники превращать в храмы Божьи. Так же и мы, если уже заходим в интернет, то должны это делать с молитвой и страхом Божьим, используя эту площадку, прежде всего, для проповеди Евангелия.
Не божился ли я и не клялся, когда не был уверен в чем-то? Не напрасно ли я употреблял имя Божие, когда молился невнимательно, скороговоркой, без смирения сердечного?
Почитаю ли я субботу, то есть не пропускал ли я без уважительных причин богослужения в воскресенье и в большие праздники? Пропускание богослужения расхолаживает душу, делает человека духовно мертвым. Если я долгое время не исповедовался и не причащался, то превращаюсь в своеобразного бездомного, распространяющего греховное зловоние на окружающих, которого все сторонятся.
Почитаю ли я своих родных и близких, друзей, начальников? Во многих случаях даже в семьях формируются чисто поверхностные меркантильные отношения: я тебе, а ты – мне. Когда они дают сбой, тогда начинаются скандалы, придирки по пустякам, возникают недоверие, ненависть, измена, физическое и моральное насилие.
Не воровал ли я материальные ценности, а возможно, обкрадывал ближнего духовно, осуждая его перед другими, клеветал, оговаривал?
Не убивал ли я, если не физически или посредством абортов, то морально, унижая ближнего, говоря ему злые слова. Недаром Александр Грибоедов утверждал, что злые языки страшнее пистолетов.
Не прелюбодействовал ли я в прямом и переносном смыслах этого слова? В прямом, когда допускал разные развратные мысли или действия, а в переносном, когда склонялся к другим богам. В этом постоянно разоблачали израильский народ пророки. А верный в малом, то есть хранящий себя в чистоте, будет верен и в великом, то есть сохранит верность Церкви.
Не лжесвидетельствовал ли я, опасаясь потерять свое место в обществе или на работе? Не боялся ли постоять за честь ближнего?
Не завидовал ли я кому-нибудь? Из-за зависти книжники и фарисеи отдали на лютую смерть Христа Спасителя. Из-за зависти и по сей день продолжаются все войны и происходят все революции.
В-третьих, надо вдохновляться лучшими примерами жития святых мучеников, преподобных, праведных. Мир воспринимает их жизнь как сказку. Однако это были живые реальные люди, которые находились в ситуациях еще гораздо сложнее нашей. Каждый день отмечается память кого-то из них. Давайте не лениться перечитывать их жития. Мы и их почтим, и сами получим несравненную пользу. Также давайте читать произведения святых отцов «Добротолюбия», где подробно описывается, как бороться со страстями и обретать добродетели. Ни один психолог-коуч не знает душу человека так, как знали они, потому что прошли через великие искушения и победили их.
Когда город Рим окружили дикие варвары, Григорий Двоеслов, Папа Римский, собирал народ в храме и толковал ему книгу пророка Даниила, а также приводил различные назидательные примеры из жизни святых людей, большинство из которых он сам лично знал. Так святитель вдохновлял горожан не бояться в жизни ничего, даже смерти, а всю свою надежду возложить на Бога, Который всё держит в своих руках.
Отвечает архимандрит Маркелл (Павук).