Гал.6:2–10
Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
ибо каждый понесет свое бремя.
Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Лк.5:33-39
Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́ и другое.
И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
Мысли свт. Феофана Затворника
(Флп.1:12–20; Лк.5:33–39)
«Сынам брачным непристойно поститься, пока с ними жених», – сказал Господь, и тем изрек закон, что и в добродетелях с подвигами всему свое место и время. И это до того неотложно, что дело неблаговременное и неуместное теряет свою добротность, или совсем, или частью. В природе внешней Господь все устроил мерою, весом и числом; хочет, чтоб и в нравственном порядке было все благообразно и по чину.
Внутреннее благообразие составляет сочетание каждой добродетели со всеми ими в совокупности, или гармония добродетелей, чтоб никакая не выдавалась без нужды, а все были в строю, как голоса в хоре. Внешнее благообразие всякому делу дает свои места, время и другие соприкосновенности. Когда все это устрояется, как следует, тогда происходит то же, что красивую особу одеть в прекрасные одежды. Добродетель благообразная, и внутренне и внешне, достолюбезна; а делает ее такою христианское благоразумие, у старцев – рассуждение, приобретаемое опытами, здравым обсуждением житий святых при свете слова Божия.
Притча дня
Когда человек не хочет верить, он слеп к самым очевидным фактам и доказательствам.
Известен старый рассказ о священнике, пытавшемся убедить одного невера в возможности чудес.
— Представьте, — говорил он, — вот вы упали с колокольни и остались живы… Я знаю такой факт. Разве это не чудо?
— Нет, это случай! — возразил невер.
— Ну, допустим… Но если второй раз случилось то же, и вы опять остались живы. В этом вы тоже не признаете чуда?
— Нет, это счастье! — сказал невер.
— Но вот вы упали в третий раз — и опять без всякого вреда. Что вы скажете тогда?
— Скажу, что это… это — привычка! — нашелся невер.
Основы православия
Истинное Откровение и откровения ложные.
Книжные магазины полны различных «откровений» – тут и «Откровения ангелов-хранителей», и «Откровения нового века и послания вознесенных владык», и многочисленные заявления «контактеров» и «астральных путешественников» о том, что они якобы наблюдают духовный мир и готовы поделиться с нами своими «тайными знаниями».
Все это пользуется спросом на рынке – люди хотят знать то, что от нас сокрыто: тайны духовного мира или судьбу умерших родных.
Но кто стоит за этими «откровениями»? Все они противоречат друг другу и не могут быть истинными одновременно. Как нам ориентироваться в духовном мире?
Евангелие – это благая весть о том, что Бог, Творец мироздания, открылся нам в лице Господа нашего Иисуса Христа. Мы знаем истину – и эта истина есть Христос. Как Он сам говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6). И мы знаем, как Христос действует в этом мире – через Церковь, которую Он основал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Именно в Церкви нам и стоит искать истинного Божьего Откровения.
Практический совет
Какие аскетические средства рекомендуются для борьбы со страстью сквернословия?
- Чтобы победить грех, в первую очередь следует его возненавидеть, осознать всю его гибельность и мерзость перед Богом (Еф.4:29-30), (1Кор.15:33), (Иак.3:5-6). Прочтите статьи по этой ссылке.
- Регулярно исповедуйте этот грех, называя примерное количество срывов.
- На место брани, как «антимолитвы», в душе должна воцариться молитва. Старайтесь чаще молиться днём краткими молитвами, например Иисусовой.
- Публично объявите о своём решении. Мы склонны серьёзнее относиться к своим обетам, когда знаем, что и другие люди будут наблюдать за их исполнением. Кроме того, и ближние будут следить за своей речью в вашем присутствии.
- Придумайте себе наказание. Например, сколько раз в минувший день вы допустили брань и нескромные шутки (приблизительно), столько же сделайте земных поклонов вечером (далее – несколько поклонов за каждое бранное слово).
- Избегайте общения с людьми, которые сквернословят (Пс.1:1), и приучите окружающих к тому, что вам это неприятно.
- Установите для себя денежный штраф. Пусть эта сумма будет не слишком маленькой, но и не слишком большой. Вы должны ощущать материальный урон из-за греховной привычки. Попросите другого человека распорядиться накопленной суммой, её трата не должна приносить удовлетворения.
- Если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее. Как в Послании апостола Иакова сказано: кто может обуздать язык, обуздает и все тело (ср.: Иак.3:2). Когда человек переходит на медленную речь, ему легче ее контролировать. Он сможет избегать случайного произнесения (по привычке) праздных и гнилых слов, клеветнических высказываний.
- Избавляйтесь и от причин сквернословия: распущенность, обжорство, пьянство, ущемленная гордыня.
Учтите, что сквернословие – это духовное заболевание, несложно отучиться от него в обыденной речи, но значительно дольше излечиться от его использования в непредвиденных обстоятельствах (упал, ударился).