Святая Смарагда родилась 2 (15 ) января 1858 года в с. Марковцы на Черниговщине. В крещении её назвали Иулианией. Когда девочке исполнилось 7 лет, её отец умер. Мать осталась сама с семью детьми. Вскоре из-за долгов пришлось продать единственную кормилицу-корову. Ульяна часто болела, и её мать не надеялась, что дочка выживет, и даже заготовила для неё гроб. По совету местного священника Ульяну отвезли из родного села Марковцы Козелецкого уезда в училище для девочек-сирот, которое действовало при женском Введенском монастыре в Нежине (Черниговщина).
Там девочка научилась чтению, рукоделию, рисованию, пению. Окончив училище, она стала насельницей монастыря и в 18 лет приняла постриг с именем Смарагда. Со временем матушку назначили благочинной обители. А после смерти прежней настоятельницы, в 1914 году, 56-летняя монахиня Смарагда была избрана игуменией.
По смирению матушка долго отказывалась от этой высокой должности, но всё же поддалась на слёзные просьбы сестёр. Несмотря на новый статус, она, как и раньше, трудилась наравне со всеми насельницами монастыря.
Гонения советских властей не миновали и Введенскую обитель. В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, матушку Смарагду арестовали и подвергли допросам и пыткам, надеясь заполучить лжесвидетельства против духовенства и монахинь. После всего перенесённого матушка упала замертво. Сёстрам разрешили забрать тело игумении. В обители матушка ожила, и утром палачи вновь забрали её в тюрьму. Суд приговорил игумению Смарагду к трём годам лишения свободы.
После отбытия срока матушка вернулась в родной монастырь, но ненадолго — уже в 1927-м его окончательно закрыли. Около 80–90-та пожилых монахинь, которым некуда было идти, вместе с матушкой переселили в Козелецкую Георгиевскую обитель, остальные насельницы были вынуждены разойтись по домам.
Во второй раз мать Смарагду арестовали в 1930 году. Три года уже пожилую игумению удерживали в холодной камере, что окончательно подорвало здоровье матушки.
Оказавшись на свободе, она с четырьмя монахинями поселилась на квартире в г. Козелец.
По воспоминаниям современников, мать Смарагда была как ангел, «в ней не было ничего земного, мирского, она была благородна, молчалива, несла людям мир Христов».
В 1941 году, во время оккупации, удалось добиться открытия превращённого советскими властями в артиллерийский склад Введенского монастыря. Игумения Смарагда с помощницами стала приводить его в первоначальный вид. Вокруг неё собралось 18 сестёр. В обители вновь зазвучала молитва.
Спустя два года монастырь закрыли вновь. Матушка оказалась в Чернигове, где и окончила свою жизнь. Почила подвижница 10 января 1945 года в возрасте почти 87 лет. Перед смертью игумения Смарагда просила закапывать её гроб неглубоко, потому что, как говорила матушка, её останки придётся дважды переносить.
В 1969 году власти Чернигова решили устроить на месте монастырского кладбища парк. Чтобы перезахоронить останки почитаемой матушки на новооткрытом кладбище «Яловщина», её могилу раскопали. Тело игумении оказалось нетленным.
16 ноября 2011 года останки матушки Смарагды перенесли на территорию её родного Введенского монастыря в Нежине.
Прославили подвижницу в лике святых 3 мая 2014 года. Мощи преподобной Смарагды почивают в храме нежинского Введенского монастыря.