Тропарь, глас 4
Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елисе́евою,/ возне́сшуся Илии́,/ и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду/ и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый,/ во о́браз вои́стинну Креще́ния,/ и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие:// Христо́с яви́ся во Иорда́не, освяти́ти во́ды.
Кондак, глас 4
Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго.
Этот предпраздничный день указывает на особую, первостепенную важность наступающего торжества, и само слово «на́вечерие» следует понимать именно как его преддверие — день, предваряющий великий праздник. Церковь установила совершать на́вечерия только перед двумя праздниками — Рождеством Христовым и Крещением Господним. Второе наименование на́вечерия — «соче́льник» — возникло от того, что в этот день постящиеся христиане употребляют в пищу со́чиво — блюдо из размоченных или варёных зёрен пшеницы с мёдом.
Уникален и порядок богослужения в этот день. На́вечерие наша Церковь начинает с Великих, или, как их ещё принято называть, Царских часов. Великими они именуются в силу особой торжественности и величественности их служения, а Царскими — потому, что в Византии, откуда к нам пришёл богослужебный устав, на этой важнейшей службе присутствовал сам император. Царские Часы служатся в наших храмах трижды в год: в Страстную Пятницу, а также в На́вечерия Рождества Христова и Богоявления.
В день На́вечерия Богоявле́ния по окончании Царских часов начнётся Великая вечерня, переходящая в Литургию святителя Василия Великого, по окончании которой в храмах будет совершаться чин великого освящения воды.
По благочестивой традиции, На́вечерие (как Рождества Христова, так и Богоявления) верующие стремятся начинать со службы в храме, чтобы затем провести весь день в строгом посте, молитве и осмыслении предстоящего великого события.